НЕДООЦЕНЕННЫЙ «ВЫСШИЙ ПИЛОТАЖ» 06.08.2018

Барабанова Т.А. - преподаватель специальных дисциплин ГАПОУ «Технологический колледж № 24»

Конструктор - модельер - кто он, чем занимается и почему, в сравнении с дизайнером, проигрывает в приоритетах выбора будущей профессии у студентов? Очень часто эти две специальности путают или заменяют одну другой, особенно на производстве, так как слабо представляют себе, какие компетенции входят в процесс обучения конструктора - модельера, а какие дизайнера. Часто работодатель, пытаясь принять на работу дизайнера, в котором нуждается, вынужден ему отказать, так как соискатель не обладает тем набором навыков и умений, которые к нему предъявляют. Что же ищет работодатель в своем будущем специалисте, и какие требования к нему предъявляет сейчас? Попытаемся разобраться в этой проблеме. Еще лет 20 – 30 назад, в то время, когда в России еще существовали крупные швейные предприятия с большими мощностями, двухсменной работой и количеством сотрудником, исчисляющимися в тысячах, такие предприятия имели крупные экспериментальные или модельные мастерские с отделами Главного художника, Главного конструктора, Главного технолога, отделом подготовки и отделом конфекционирования. В каждом отделе работал узкий специалист, занимающийся непосредственно своими прямыми обязанностями: отдел Главного художника располагал штатом художников – модельеров, в обязанности которых входило разрабатывать новые виды одежды с учетом потребительского спроса и возможностей производства, создавать коллекции одежды для показа в различных модных шоу. В круг занятий художника-модельера входило создание новой концепции одежды в виде эскизов, поиск конструкторского решения задуманной модели совместно с конструктором, разработка образцы новых моделей и подготовка их для промышленного производства, организация показов моделей одежды. В отделе Главного конструктора работал штат конструкторов, в обязанности которых входило создание конструкции модели по эскизу или по образцу, создание полного пакета лекал, выполнение опытного образца, градация лекал и запуск модели в производство. Плюсом подобных крупных предприятий было – большое количество рабочих мест, стабильность, выпуск больших партий одежды. Минусом – маломобильность, огромное количество одинаковых моделей одежды, медленная сменяемость ассортимента, от разработки модели до ее запуска в производство могло доходить до 6 – 8 месяцев.

Но старые времена прошли, и теперь жизнь предъявляет к предприятию совсем иные требования. В условиях жесткой конкуренции от предприятия требуется высокая мобильность, разнообразие продукции, выпускаемая малыми или средними партиями и быстрая сменяемость ассортимента. Выполнять такие условия крупным предприятиям уже не под силу, а небольшие предприятия не могут себе позволить иметь отдельно штат художников – модельеров и штат конструкторов и технологов. Таким предприятиям требуется небольшой, но универсальный штат сотрудников. Какие требования к таким сотрудникам предъявляет работодатель? Специалист должен разрабатывать новые модели будущей одежды, учитывая тенденций моды и спрос потребителя, подготавливать необходимые методические материалы, рисовать эскизы, подбирать основные и прикладные материалы. Уметь работать с нормативной документацией, выполнять конструкции, лекала, контролировать изготовление образца, выполнять градацию и запускать модель в производство. При необходимости он должен дорабатывать свои проекты, учитывая возможности ателье или фабрики, для которой он работает. Участвовать в смотрах и выставках моделей. Иными словами, данный специалист должен обладать очень большим спектром знаний и умений в области моделирования, конструирования, технологии по пошиву швейных изделий и работой с оборудованием и материалами. Он должен уметь не только придумать модель или коллекцию, но и самостоятельно воплотить ее в жизнь и в производство. Именно такими знаниями и умениями обладаем модельер – конструктор.

А что же дизайнер? Каковы же его возможности? Во многом, задачи дизайнера очень схожи с задачами модельера – конструктора, но с небольшими оговорками, а именно: основное внимание дизайнер уделяет творчеству. Его первой задачей является создать модный образ и только потом, на основании образа - коллекцию одежды. Не смотря на то, что дизайнер, так же, как и модельер – конструктор изучает конструирование и технологию швейных изделий, он не обладает такими глубокими познаниями в области этих дисциплин, как модельер - конструктор, поэтому, как правило, на производстве работает совместно с конструктором. Кроме того, в обязанности дизайнера не входит изготовление полного пакета и градация лекал, что существенно снижает его притягательность для работодателя. В обязанности дизайнера входит творческая подача модели, создание образца, а так же организация и ведение модных показов, в том числе, на подиуме. На этом его обязанности заканчиваются. Модельер – конструктор может выполнить модель от начала и до конца: от идеи до самого выпуска модели в продажу. Таким образом, работу модельера – конструктора можно назвать «высшим пилотажем».

Но тогда возникает вопрос: почему же дизайнер, на сегодняшний день, более востребованная специальность, чем модельер – конструктор. Модельер - конструктор несколько обделен популярностью в глазах потенциальных абитуриентов. Все дело в «визуальном эффекте». Как правило, при демонстрации моделей на подиуме, на поклон выходит именно дизайнер, он публичная личность и, порой, если работает в тандеме с конструктором, именно он является автором, что не маловажно. Итак, подведем итог: мы выяснили, что дизайнер более творческая специальность, чем модельер – конструктор, но при этом модельер – конструктор обладает более широким спектром знаний, умений и навыков и, следовательно, более востребован на рынке труда.

Знания и навыки, необходимые модельеру – конструктору: художественный вкус, точный глазомер, чувство цвета, разбираться в тенденциях современной моды, знать принципы моделирования и законы конструирования одежды, современные материалы, промышленные технологии, умение профессионально кроить и шить, умение разрабатывать и рисовать технические эскизы моделей, умение разрабатывать конструкторскую документацию (в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования САПР), производить расчеты технико-экономического обоснования предлагаемой конструкции и т.д.

Где модельер – конструктор может применить свои знания, умения и навыки: ателье, дизайнерские студии и проектные мастерские, экспериментальные мастерские при мелкосерийном производстве швейных изделий, мастерские по разработке и пошиву театральных костюмов при театрах, цирке, мастерские по разработке и пошиву костюмов при киностудиях, ЦНИИШП (Центральный научно – исследовательский институт швейной промышленности), открыть свое собственное дело: ООО или ИП, продолжить обучение в профильном ВУЗе в Российском государственном университете имени А.Н.Косыгина.

Где можно получить специальность модельера – конструктора: Специальность 29.02.04 «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий» можно получить в одном из профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования. Одним из ведущих колледжей по подготовке специалистов для легкой промышленности является Технологический колледж № 24. Колледж является лидером не только по качеству подготовке студентов, но и по уровню трудоустройства по специальности. Наши выпускники открывают свои предприятия и регистрируют собственные бренды, их шоу-румы представлены не только в Москве, но и Сочи. Работают в мастерских при Театре «На Малой Бронной» и студии пародиста Александра Пескова, авторском ателье свадебного платья ООО «Ольга» и предприятии по разработке и пошиву рабочей одежды ООО «Союзспецодежда», фабрике по разработке и пошиву мужской одежды ОАО «Большевичка», на предприятиях по разработке и пошиву военной формы. Работодатели с удовольствием принимают на производственную практику, а потом и на постоянное трудоустройство студентов потому, что наши студенты получают очень качественное образование. Среди обязательных дисциплин САПР «АССОЛЬ», «MODARIS», «DIAMINO», Конструирование швейных изделий, Моделирование швейных изделий, Технология швейных изделий, Специальный рисунок и художественная графика, История стилей в костюме, Макетирование и декорирование.

Особое внимание мы уделяем конкурсным работам, в которых студенты могут проявлять свое творчество. Для этого у нас развито дополнительное профессиональное образование. В начале года заинтересованные студенты, совместно с преподавателем, прорабатывают эскизы будущей коллекции, конструируют ее и выполняют макеты. После того, как все макеты выполнены, детали проработаны и закуплены необходимые материалы, идет отшив коллекции, в современный учебно-производственных мастерских на промышленном оборудовании. Победы и призовые места – результат участия в конкурсах наших студентов. Студенты ежегодно посещают такие международные показы, как «Неделя моды в Москве», отраслевые выставки, семинары и мастер-классы, лекции и т.д. К нам систематически обращаются потенциальные работодатели с просьбой направить к ним наших студентов и выпускников.

Таким образом, можно с полной уверенностью утверждать, что модельер – конструктор на сегодняшний день – одна из востребованных специальностей легкой промышленности, работодатели при подборе персонала предпочитают выпускников окончивших колледж, так как обучение в колледже практико ориентированное и специалист готов с первого дня приступить к работе, что очень ценно на производстве.